Назад

 

 

Много легенд и преданий можно найти про Егорьевский район.

Западная часть его входила в историческую Гуслицкую волость и традиционно являлась областью старообрядческого расселения. Преследуемые властью старообрядцы создавали небольшие сельские молельни, лесные часовни и прибегали к церковному служению в уединённых пустынных местах, которые избирались в соответствии с уже имеющейся традицией. Типичным памятником подобного рода является частично сохранившаяся и доселе почитаемая роща «Обитель мира» близ д. Чёлохово, возникшая на месте старинного погоста Гвоздна, известного по меньшей мере с 14 века. Почитаемыми в Егорьевском районе стали несколько урочищ, бывших в прошлом деревнями или сёлами, но затем обезлюдившими. Как правило, народная память не хранит точных данных о самом населённом пункте, а сводит их к расхожим фольклорным сюжетам об исчезнувшей (провалившейся «в землю», «в болото» или «в озеро») церковь или часовню. К таким местам также можно отнести и расположенные ныне вдалеке от жилья урочище и родник «Сапина»(Колычёвский источник ), известные в 16 веке как сельцо Ананьино, где «провалившаяся в землю» часовня была реальным сооружением, поддерживающимся и после того, как из этой местности ушли постоянные жители.

И так о Челохово , как писали на http://kominarod.bip.ru «28 сентября 2003г. в день памяти Святаго Мученика Никиты, при большом стечении народа, была освящена часовня во имя Св. Никиты. Часовня относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви (поповской). Она стала первой и единственной старообрядческой часовней, освященной за последние 85 лет.
Место для часовни было выбрано не случайно, в ныне глухом лесу под Челоховом на месте сарого погоста, который состоял из церкви с домами причта, кладбища и нескольких административных учреждений. Место было весьма почитаемо населением одноименной волости Гвоздна, по иронии судьбы, находившейся между Усть-Мерской волостью и волостью Мещерка, на границах Западной Мещерии.
До 17 века в Гвоздне стояла деревянная церковь Святаго Никиты, затем разобранная и перевезенная в село Высокое (современный Егорьевск). С конца 17 века деревни местного куста не приянли Никоновой реформы церкви и остались в старой вере. До сих пор старожильческое население этих населенных пунктов, число которых, к сожалению, сильно поредело уже в советское время, после начала разработок фосфоритов неподалеку, принадлежит к РПСЦ.

Погост перестал существовать к началу 18 века, но осталось немало камней фундамента деревянного храма. В середине 19 века егорьевские власти выкупили почти все камни на строительство дорог в городе, однако, старообрядцы утаили один из камней. Челоховский камень стал местом поклонения многих поколений подмосковных староверов.

В начале 20 века, в короткий век «Старообрядческого ренессанса», около камня была выстроена часовня, оборудованы бетонные купальни для паломников. По образу и подобию старинной часовни поставили и нынешнюю.» Недалеко от неё , метрах в 30 на восток, лежит огромный камень, у которого стоит икона Святого Мученика Никиты.

 

Елена («ЗАВХОЗ»).

 

 

Назад

 

Hosted by uCoz