Много легенд и преданий можно найти про
Егорьевский район.
Западная
часть его входила в историческую Гуслицкую волость и традиционно являлась
областью старообрядческого расселения. Преследуемые властью старообрядцы
создавали небольшие сельские молельни, лесные часовни и прибегали к
церковному служению в уединённых пустынных местах, которые избирались в
соответствии с уже имеющейся традицией. Типичным памятником подобного рода
является частично сохранившаяся и доселе почитаемая роща «Обитель мира» близ
д. Чёлохово, возникшая на месте старинного погоста Гвоздна, известного по
меньшей мере с 14 века. Почитаемыми в Егорьевском районе стали несколько
урочищ, бывших в прошлом деревнями или сёлами, но затем обезлюдившими. Как
правило, народная память не хранит точных данных о самом населённом пункте, а
сводит их к расхожим фольклорным сюжетам об исчезнувшей (провалившейся «в
землю», «в болото» или «в озеро») церковь или часовню. К таким местам также
можно отнести и расположенные ныне вдалеке от жилья урочище и родник «Сапина»(Колычёвский
источник ), известные в 16 веке как сельцо Ананьино, где «провалившаяся в
землю» часовня была реальным сооружением, поддерживающимся и после того, как
из этой местности ушли постоянные жители.
И так о Челохово , как писали на http://kominarod.bip.ru
«28 сентября 2003г. в день памяти Святаго Мученика Никиты, при большом
стечении народа, была освящена часовня во имя Св. Никиты. Часовня относится к
Русской Православной Старообрядческой Церкви (поповской). Она стала первой и
единственной старообрядческой часовней, освященной за последние 85 лет.
Место для часовни было выбрано не случайно, в ныне глухом
лесу под Челоховом на месте сарого погоста, который состоял из церкви с
домами причта, кладбища и нескольких административных учреждений. Место было
весьма почитаемо населением одноименной волости Гвоздна, по иронии судьбы,
находившейся между Усть-Мерской волостью и волостью Мещерка, на границах
Западной Мещерии.
До 17 века в Гвоздне стояла деревянная церковь Святаго
Никиты, затем разобранная и перевезенная в село Высокое (современный
Егорьевск). С конца 17 века деревни местного куста не приянли Никоновой
реформы церкви и остались в старой вере. До сих пор старожильческое население
этих населенных пунктов, число которых, к сожалению, сильно поредело уже в
советское время, после начала разработок фосфоритов неподалеку, принадлежит к
РПСЦ.
Погост перестал существовать к началу 18 века, но
осталось немало камней фундамента деревянного храма. В середине 19 века
егорьевские власти выкупили почти все камни на строительство дорог в городе,
однако, старообрядцы утаили один из камней. Челоховский камень стал местом
поклонения многих поколений подмосковных староверов.
В начале 20 века, в короткий век
«Старообрядческого ренессанса», около камня была выстроена часовня,
оборудованы бетонные купальни для паломников. По образу и подобию старинной
часовни поставили и нынешнюю.» Недалеко от неё , метрах в 30 на восток, лежит
огромный камень, у которого стоит икона Святого Мученика Никиты.
Елена («ЗАВХОЗ»).
|